Пока тема «бонусов», была только в пределах сообществ профессиональных участников рынка, все было более-менее спокойно. Но так случилось, что теперь она обсуждается и в телевизоре, и в Правительстве и даже депутатами. И выяснилось, широкая публика, включая работников министерств мало понимает, что это, зачем и что с этим делать.
Я решил сделать короткую справку для интересующихся, что это за зверь и с чем его едят. Сразу скажу, что это мое личное мнение, любые совпадения с реальностью случайны.
Получилось 15 пунктов.
- Бонусы, собирательно, это то, что платит поставщик ритейлеру, где поставщик – это производитель или дистрибьютор в том числе импортер.
- Внутри бонусов много чего – разные услуги, вознаграждения, за объемы продаж, за позиции, за полку, за промо и вообще «просто так».
- Бонусы появились, как инструмент конкуренции поставщиков. Они могут давать одинаковую цену за товар разным ритейлерам, но при этом возвращают назад разным ритейлерам разные суммы. В результате условия разные. Зачем эта суета? Цену на полке скрыть нельзя, наценки тоже боле-менее известны, а вот суммы платежей поставщика ритейлеру легко скрываются. Поэтому одна сеть не может ткнуть поставщику, что, мол вон, ты другой сети даешь дешевле, дай и нам также. Собственно, для избегания таких разговоров все и делается.
- Существующий закон «О торговле» призван упорядочить и самое, главное, ограничить все эти бонусы.
- Зачем это депутатам? Среди них много владельцев компаний-производителей и компаний-дистрибьюторов, или у них есть знакомые – собственники таких компаний. И они платят очень-очень существенные деньги ритейлерам в виде бонусов. А платить не хочется.
- Что произошло после принятия закона? Принципиально ничего. Условия по бонусам перенесли из договоров поставок в договора услуг. Общая экономика не поменялась. Изменилась отсрочка платежа, но ее пересчитали в цену. Таким образом, аппетиты заинтересованных лиц удовлетворены не были, и они продолжили.
- В думе прошли первое чтение поправки к закону, которые фактически запрещают бонусы, при этом закрываются все лазейки, которые были до этого. Ну и там еще много поблажек для поставщиков.
- Все это делается под PR-программу в медиа, что мол, не пускают на полку отечественного фермера с молоком и колхозника с картошкой. А еще дерут, мол, злые сети столько, что цена в 10 раз больше, чем могли бы быть. Все это, разумеется, полная чушь.
- Сообщества ритейлеров весь процесс законотворчества наблюдали без особого энтузиазма и участия. Скорее всего, просто не думали, что можно что-то сказать. Казалось бы, должны кричать, разоряют же, но скромничали. Но потом замминистра Минпромторга сказал: «Чего молчите? Скажите хоть что-нибудь, ваша же тема.» и они что-то написали. Типа поправки не очень хороши. Ну а чего еще писать.
- Дальше самое интересное. До депутатов дошли наиболее вменяемые представители поставщиков, которые дотумкали, что без бонусов больнее всего будет как раз им. Что сети тупо переложат это все в наценку, а вот защищать свои позиции на полках с помощью денежного стимулирования уже не получится. Да и конкурировать придется в открытую. А нормальные пацаны конкурировать открыто не привыкли и начинать не желают.
- В общем в результате МЭРТ пишет записку, что поправки так себе, сыроваты. Кудрин со своих трибун тоже покритиковал. Главному трибуну поправок – депутату Яровой пальчиком погрозили, кто надо.
- Мой прогноз – рассмотрение поправок к закону притормозят, а потом откатят.
- Ну а если их примут, то у поставщиков начнется немного другая жизнь.
- Еще интересный факт – и поставщики и ритейлеры мягко говоря, очень мало знают о внесенных поправках и тем более не знают, как это отразится на их работе.
- Что до покупателя – для него в случае принятия тоже будут изменения. Разъясним их, если поправки примут. Спойлер: цены изменятся мало, ассортимент изменится заметно.
Директор компании “Бонтек”,
Данил Краснов.