В сентябре открылись первые магазины нового ритейл-бренда “Смартори”. Один из них “Столичная торговая компания” открыла на месте “Глобуса гурмэ”, который пришлось закрыть. Судя по клиентскому трафику в последнее время в “Глобусе”, закрыли его не от того, что он приносил мало дохода, а от того, что он этот доход уносил. Да и выход в новый формат для компании Льва Хасиса – это скорее вынужденная необходимость, чем неудержимое желание обрадовать покупателей чем-то новеньким. “Азбука вкуса”, и та давно жалуется, что для ее формата уже нет пространства в Москве. А у “Глобуса” аудитория и того меньше, и он на свой потолок вышел давно. По крайней мере в том виде, котором он был до последнего времени. Очевидно, что движение от премиального формата нужно было делать в сторону мейнстрима, туда, где покупателей больше. То есть меньше изысканности, сервиса и ниже цены. Но это легче сказать чем сделать. В тех сегментах немало опытных игроков, с которыми идти в лобовую атаку – значит, с большой вероятностью разбить себе лоб. И “Глобус” решился на изобретение, которое сможет отличить его от конкурентов и при этом суметь быть привлекательными для клиентов. Ключевое слово здесь – изобретение. То есть создание такого, чего раньше не было. А что неизбежно сопровождает любое изобретение? Риск. Риск того, что публика не оценит и новинка окажется невостребованной. Но “Хасис и ко” на него пошли.
Посмотрим, что получилось.
Из указания на то, что это за заведение, есть только слово “клубмаркет”. В общем, можно догадаться, что это магазин.
Остекленный открытый фасад тоже призван показать, что внутри есть продукты. Обычно магазины закрывают такие фасады и ставят вдоль остекления торговое оборудование. Потому, что держать открытым и не использовать такое большое пространство – дорогое удовольствие. За которое, конечно, платит покупатель. В данном случае он заплатит за то, что заглянет внутрь магазин снаружи. Видимо, расчет на то, что любопытных будет достаточное количество. При этом с автомобильной дороги внутренностей практически не видно.
Есть предположение, что эта сова с квадратной головой на фасаде обходится магазину не дешево. И почему голова квадратная?
Еще до входа, а тем более войдя, первым кого вы увидите – охранника в костюме. Кич – неотъемлемая часть нашей культуры, куда без него. Неужели есть много людей, которые испытывают приятные чувства, видя охранника при входе?
Войдя и повернув направо, вас обязательно окликнут “Здравствуйте, у вас есть карта?”. Потому что без карты вас не пустят. А если и прорветесь, на кассе вас не обслужат. Если у вас карта есть – идете дальше. Если нет – ее оформят. Займет это минут 5. Вас сфотографируют на айпад и сделают кусочек пластика с вашей фото, именем и фамилией. Качество фото – какое получится, советоваться не будут. Большинству мужчин все равно, а вот как к карте отнесется женщина, на которой ее фото ей не понравится (а оно скорее всего не понравится, так как на айпад, против света, без подготовки и пр.) – вопрос.
Ну и почем опиум. Пока бесплатно. Потом за деньги. Такой вот абонемент в анти-фитнес-клуб.
Непривычно, что с нас хотят денег просто за то, чтобы зайти в магазин. Мы привыкли, что нас всячески приглашают и зазывают. А тут надо билет на вход покупать.
Чисто, просторно, аккуратно. Прямо по ходу химчистка. Понятно, что воспользоваться химчисткой не имея карты не получится.
За колонной выбор цветов больше, но вход комнату с цветами пока никак не обозначен.
Черное оборудование это все-таки намек на премиальность. Как минимум, понятно, что не Пятерочка и не Магнит, что-то выше.
Полоса под потолком используется для разъяснительной работы с гражданами-покупателями, рассказывая, что означают пиктограммы. Текст мелковат, поэтому вчитываться вряд-ли кто будет, тем более, что их много. Интуитивно значки не понятны, значит разъяснительная работа скорее всего не будет успешной.
1000 рублей за друга, вроде вполне привлекательно.
Все те же Данон, Вимм-билль-дан, Пармалат, Савушкин. Есть не частая марка “Чистый край”, представленная довольно широко. Видимо, это те самые отличия, которые покупатель должен оценить. Хорошо.
Отделка очень хорошая. Планировка не плотная. Вполне напоминает бывший на этом месте магазин. Разве что акцентного освещения меньше, а так похоже.
Разнообразие внутри групп не поражает воображения. Привередливый покупатель сказал бы “магазин красивый, а выбрать не из чего”. Впрочем заявленная философия бренда и не обещает широкого выбора. “Мы не стали дублировать до бесконечности одни и те же позиции”.
Фруктово-овощные развалы также весьма компактные.
Вот и весь весовой ассортимент. Даже для покупателей Пятерочки это смотрится, мягко говоря, скудно.
Так называемая экзотика смотрится нормально, на уровне “Азбуки”.
Дегустационный стол немного выбивается из общей обстановки. Он подходит скорее “Бахетле” с большим выбором еды собственного производства, и где главный критерий – вкус того, что сделали повара. Здесь же собственное если и есть, то где-то прячется. Но все равно, любая дегустация для покупателя – вещь приятная и привлекательная.
Нон-фуд на промо-местах попадается по всему залу. Видимо, рассматривается, как импульсная покупка.
Такого количества наименований на метр полки до сих пор нигде замечено не было. Понятно, что “отобранный ассортимент”. Но тогда зачем под него столько площади и полок?
Два промо-стола, одно наименование. Ашан-стайл.
4 кассы. Судя по количеству кассиров, здесь и сейчас ждут в разы больше покупателей, чем есть. Вероятно, на период раскрутки решили не считать расходы на персонал. Логика есть. Но если так управлять расходами в будущем, проблемы с экономикой обеспечены. Спишем на период запуска. Лица на кассах не славянские. Возможно, для части покупателей это имеет значение.
То, что не вошло в фото, но имеет значение.
Так мощно рекламируемые пиктограммы встречаются на ценниках не часто, да в такой форме, что их и не видно – серые на белом. И количество используемых пиктограмм, показалось неизмеримо меньше тех, что так крупно разъясняются на фризах. Понятно, что это работа каждому товару присвоить лейбл, который будет что-то означать. Но заявка же делается серьезная – мол, умные покупки, мол понятно что к чему. В реальности не понятно.
Цены – точно не Магнит или Ашан. Но это уже далеко не “Глобус”, где себестоимость, похоже, умножалась на целые числа. Цены на уровне супермаркетов. Еще точнее – их постарались сделать не выше, чем в супермаркете и, в общем, удалось.
Промо и скидки присутствуют. Но впечатление, что эти предложения не хотели афишировать. Никаких баннеров, или большого шрифта. Тонко перечеркнута старая цена и рядом таким же шрифтом новая. Пытались придумать развлечения типа скидка “Вау” или “Сделка века” и еще что-то. Но ясности в отношения предложения это не дает. Глубина скидки на многие товары в промо составляет 10%. Для российского покупателя это ни о чем. Меньше чем 20% для него это насмешка, а не скидка. Так приучен. За покупку “оптом” коробки алкоголя некоторых наименований – 5%.
Общее впечатление – тихий, красивый, магазин с небольшим выбором по приемлемым ценам. Тонкие места формата – небольшой выбор и абонентская плата. Понятно, что хотели донести создатели – “Зачем вам 10 000 позиций, когда все равно вы покупаете 400. Мы уже отобрали их для вас и предлагаем по адекватным ценам”. Это, конечно, прагматично. Но на столько ли прагматичен покупатель? Согласен ли он доверить выбор тех самых 400 позиций кому-то, вместо того, чтобы развлекаться самому? И согласен ли он платить отдельно кроме цены за такую услугу? Время покажет, но мы думаем, что затея достаточно рискованная.
Пост скриптум.
СМИ писали до открытия, что это будет аналог Costco или Mercadona. “Смартори” – далеко ни то не другое. Это какое-то наше изобретение. Вот вам для сравнения Costco: